ТЕЛЕВИЗОР
Той же весной ТЕЛЕВИЗОР вступил в рок-клуб и быстро обратил на себя внимание интересными песнями, в которых остроумные зарисовки из жизни молодежи (До мажор, Мания величия), наивная рефлексия и лиричные экскурсы во внутренний мир самого автора (Вчера было слишком много меня, Я не виноват, Цветные сны) были положены на выразительные мелодии в неоромантическом, нововолновом стиле. В 1984 и 1985 ТЕЛЕВИЗОР становился лауреатом фестивалей рок-клуба, а в 1986 произвел сенсацию, представив на 4-м фестивале программу из остро публицистических, лозунгово-плакатных песен-памфлетов (Мы идем, Выйти из-под контроля), вызвавших острое недовольство как тогдашней власти, так и бюрократического аппарата рок-клуба.
К этому времени состав группы существенно изменился: летом-осенью 1985 из ТЕЛЕВИЗОРА один за другим ушли Копылов, Петров, которые присоединились к группе КОФЕ и Архипов, покинувший музыку, а им на смену появились барабанщик Алексей Рацен (экс-ЗЕНИТ) и клавишник Игорь Бабанов, бывший коллега Борзыкина по филфаку ЛГУ.
В следующей программе ТЕЛЕВИЗОРА (1987) Борзыкин еще дальше продвинулся в исследовании социальных корней тоталитаризма и порожденных им общественных явлений (Отечество иллюзий, Три-четыре гада, Твой папа фашист, Рыба). Его постоянно упрекали в немузыкальности и чрезмерной политизации творчества, хотя именно в этот период Борзыкин-композитор нашел адекватное мелодическое воплощение для своих художественных образов: короткие, почти риффовые мелодические фразы, чеканный ритм, аскетичные, но точные аранжировки, в которых главное место отводилось вокалу на фоне лаконично-декоративного звучания клавишных.
В конце 80-х, сохраняя устойчивое внимание слушателей, ТЕЛЕВИЗОР много и успешно гастролировал по стране, летом 1988 с блеском выступил на 6-м фестивале рок-клуба, доказав, что продолжает творчески развиваться его новые песни были далеки от плакатной лапидарности предыдущих программ и демонстрировали более глубокий, философский, очень личностный подход к осмыслению действительности. В том же году ТЕЛЕВИЗОР начал гастролировать и за рубежом: в Польше, Голландии, на советско-итальянских рок-фестивалях в Мельпиньяно (август) и Риме (сентябрь). Свет увидела первая пластинка группы, Шествие Рыб, воспроизводившая магнитофонный альбом записанный тремя годами ранее Андреем Тропилло. В тот же период группа организовала собственную студию звукозаписи, на которой дала возможность поработать и многим молодым исполнителям.
В ноябре 1989 ветеран группы Саша Беляев ушел в НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, и его место занял Максим Кузнецов из хард-рокового ПРИСУТСТВИЯ. ТЕЛЕВИЗОР, как и прежде, много выступал, принимал активное участие в акциях музыкально-экологического движения Рок Чистой Воды (1990), записал альбом Мечта Самоубийцы (1991), но в апреле того же года напряжение, существовавшее в отношениях группы и ее лидера, привело к тому, что она распалась.
Бабанов покинул музыку и занялся преподаванием, а Кузнецов и Рацен ушли в группу ТУРЕЦКИЙ ЧАЙ, после чего первый эмигрировал в США, а второй играл в АКВАРИУМЕ и работал над собственным студийным проектом МАНДРАГОРА. Сам Борзыкин на время пропал из виду: единственной его работой этого периода была музыка к телеспектаклю на Ленинградском ТВ.
Новая версия ТЕЛЕВИЗОРА появилась только весной 1992 и дебютировала в мае на очередной акции Рока Чистой Воды. В нее вошли: клавишник Константин Шумайлов (экс-КОШКИН ДОМ), барабанщик Игорь Федоров (экс-НЭП) и гитарист Сергей Богданов (экс-САНКТ-ПЕТЕРБУРГ), который сменил принимавшего участие в первых репетициях Евгения Левина (НЭП). Эту инкарнацию группы, однако, ждала прежняя судьба: год спустя ее покинул Богданов (ныне режиссер на Новгородском телевидении), а затем и Федоров (который впоследствии играл стандарты рок-н-ролла с Владимиром Козловым (СОЮЗ ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ РОК), а весной 1996 вернулся в НЭП. Борзыкин и Шумайлов продолжали выступать и записываться вдвоем (альбомы Дым-туман, Двое), однако, с уходом последнего в ДДТ летом 1996 будущее группы стало проблематичным.
Андрей Бурлака
Дискография:
Шествие Рыб (АнТроп, 1985; Фирма Мелодия, LP, 1988; General Records, CD, 1995)
Отчуждение (1988)
Мечта Самоубийцы (1991)
Дым-туман (RGM, LP,1993)
Живой (General Records, CD, 1996, 1997)
Отечество иллюзий (RDM)
Русский рок (Moroz Records, 1996, 1997)
Двое (Gеneral Records, 1995)